Профилактика девиантного поведения - модель факторов риска и защиты

В рамках межведомственного взаимодействия Министерства образования и Министерства здравоохранения Калининградской области на базе ГАУ КО для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 26 января состоялся семинар по теме «Профилактика. Модель факторов риска и факторов защиты».

Семинар проводила медицинский психолог ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» Сабельникова Анжела Алексеевна.

Цель данного семинара - расширение компетенций, формирование профилактического и воспитательного ресурса педагогов, направленного на профилактику девиантного поведения в детско-молодежной среде формирование негативного отношения молодежи к психоактивным веществам.
Классифицировать профилактику можно по видам (первичная, вторичная, третичная), типам (неспецифическая - общесоциальная, специфическая - информированность) и уровням (личностный, семейный, групповой, социальный). На семинаре были выработаны принципы профилактической работы, подходы к ее построению и методы.
Совместно разработана таблица причин и факторов риска, в каждом из которых есть свои. Так, например, духовные факторы и причины риска затрагивают смысл и цели жизни; биологические - тело, патологию головного мозга, врожденный физиологический статус. 
Во время работы, основываясь на опыте работы каждого члена группы, была составлена таблица факторов защиты, препятствующих употреблению ПАВ. Эти защитные факторы - это условия, которые при работе должны брать во внимание и педагоги, и обучающиеся, и семья. Мы выделили пять основных - семейная защищенность, индивидуальные, социально - коммуникативные, социально-средовые, место проживание ребенка.
Принимая во внимание эти данные и применяя их в работе с молодежью, необходимо помнить, что влияние факторов риска и защиты в процессе неравномерно. Потенциальные воздействия конкретного риска и защитных факторов изменяются и имеют различный эффект в зависимости от возраста, пола, этнической культуры и окружающей среды.
И, тем не менее, постоянная работа в данном направлении ведет к выработке определенных качеств личности, способствующих повышению уровня своего здоровья, устойчивости к негативным воздействиям, формированию личной ответственности за свое поведение.

Педагог-психолог 
Череухо О.Ю.